Закрыть
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Авторизация

Дата и время

Главная | Версия для печати

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Бюджетное учреждение Республики Бурятия
«Природопользование и охрана окружающей
среды Республики Бурятия»

Согласование деятельности на ООПТ

Оплатить посещение ООПТ
  • Главная
  • ООПТ
    • Общие сведения
    • Кадастр ООПТ
    • - Заказники
    • - Памятники природы
    • - Природные парки
    • - Рекреационные местности
    • Схема ООПТ
    • Хронология ООПТ
    • Мероприятия на ООПТ
    • Цифры и факты ООПТ
    • Ценные сельхозугодья
    • Год ООПТ (2017 г)
      • Главная
      • Мероприятия
      • Цифры и факты
      • Схема ООПТ
      • МРГ Байкал
      • Форум ООПТ
      • Форум Байкал +20
      • Конк. Сохраним природу
      • Конф. Сберечь и сохранить
      • Год Экологии
    • Форум ООПТ (2017 г)
      • Главная
      • Программа
      • Участники
      • ОргКомитет
      • Контакты
      • Бурятия
      • Год ООПТ
      • Год Экологии
    • Конкурс Туркластеров
    • 7 чудес Бурятии
  • Животные
    • Общие сведения
    • Кадастр животных
    • Схема охотугодий
    • - Цифры и факты
    • - Численность охотресурсов
    • - Охотпользователи
    • - Охотугодья
    • - Границы охотугодий
    • - Охотресурсы Квота
    • -- косуля
    • -- барсук
    • -- изюбрь
    • -- медведь
    • -- северный олень
    • -- соболь
    • -- кабарга
    • -- рысь
    • -- лось
  • Растения
  • Вода
    • Общие сведения
    • Зоны затопления
    • О ГТС
    • О бассейновых округах
    • О водных объектах
    • О водоохранных зонах
  • Лес
    • Главная
    • Лесничества
    • Участковые лесничества
    • Реестр дрова
  • Недра
    • Общие сведения
    • Участки ОПИ
    • Лицензии ОПИ
    • Месторождения 2012
    • Месторождения БАССР
    • Минеральные воды
  • Экология
  • ЗОУИТ
  • О Бурятии
  • Главная
  • Положение
  • Голосование
  • Оргкомитет
  • Логотипы
  • О проекте
  • Вопрос-ответ
  • Баргузинский район
  • Баунтовский район
  • Бичурский район
  • Джидинский район
  • Еравнинский район
  • Закаменский район
  • Заиграевский район
  • Курумканский район
  • Иволгинский район
  • Кабанский район
  • Кижингинский район
  • Кяхтинский район
  • Муйский район
  • Мухоршибирский район
  • Окинский район
  • Прибайкальский район
  • Селенгинский район
  • Северо-Байкальский район
  • Тарбагатайский район
  • Тункинский район
  • Хоринский район
ИАС Природа БУРЯТИИ
Природа БУРЯТИИ
Сведения по ООПТ
7 чудес природы БУРЯТИИ
Курумканский район

Сведения об уникальных природных объектах и комплексах БУРЯТИИ

Тема форума для комментариев: 0
Вид: природно-религиозный
Подвид: Местонахождения костей позвоночных
Район Республики Бурятия: Курумканский район
Источник информации: Администрация МО Курумканский район, Отдел по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму


В Баргузинской долине находится большое число культовых мест, которые вполне можно рассматривать как памятники природы. Можно также утверждать, что они отражают историю формирования пространственной среды жизни человека и его деятельности в пределах данной территории. К таковым в нашем районе можно отнести останцовые скалы Хэр-шошого и Уудэн - Шулуун. Природа – великолепный ваятель, скульптор и зачастую создает удивительные формы в своих творениях.
Хэр-шошого и Уудэн-Шулуун представляют собой остатки прежней скалы. Они являются геологическими природными памятниками. Образование этих двух останцовых скал произошло в результате деятельности экзогенных процессов. Издавна для жителей Баргузинской долины скала Хээр-Шошого служила священным местом, где устраивались молебны с обильными угощениями в дар богам. Эта скала по форме напоминала древнеегипетского сфинкса, а если посмотреть на нее с Запада, то была похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах с приподнятой головой, обращенного на юг. Люди с древнейших времен смотрели с удивлением, и может, быть со страхом на это диковинное чудо и оно стало почитаемым ими. Проезжая мимо путники останавливались у «Хээр-Шошого», смотрели на него, удивлялись, а затем преподносили монеты, кусочки ткани «сэмэлгэ», яства. На восточной стороне этой скалы на самом низу найден пока единственный в Курумканском районе петроглиф конца неолита – бронзы, выполненный красной охрой. Культ священного камня Хэр-шошого занимает особое место в шаманской религиозной системе баргузинских бурят. Местные жители считают его одним из древних объектов поклонения, почитавшимся разными народами, населявшими Баргузинскую долину. Вся Куйтунская степь и в частности местность Шэнэгальжин, где находится священный камень, была территорией, где, начиная со средневековья, сменяли друг друга разные группы кочевников: хорчин-монголы, баргуты, эвенки, буряты. На этой же стороне скалы растет одинокий куст черемухи, повязанный и перевязанный разноцветными лоскутками тканей – «сэмэлгэ». У основания черемухи находится жертвенный ящичек, куда опускают монеты, спички, сигареты. У подножия скалы, с южной стороны, на большой каменной площадке имеются следы огромного кострища, на котором сжигались мясо жертвенных баранов, другие угощения, которые приносились в дар богам. По словам старожилов, местность, которая прилегает к скале, считается одним из крупнейших в Баргузинской долине мест захоронений бурятских шаманов. Поэтому можно предположить, что на этой площадке сжигались не только дары богам, но и останки погребаемых шаманов.Со второй половины 80-х годов в связи  с распашкой земель в Куйтунской степи и переходом от традиционного кочевого хозяйства к земледелию в Баргузинской долине, вновь стал актуальным  культ священных камней. Относиться это и к Хэр-шошого – теперь от него ожидают «покровительства» перед лицом природных явлений, помощи в получении богатого урожая. Обряды жертвоприношения проводятся ежегодно весной (после окончания посевных работ) и осенью (после уборки урожая). Вокруг южного и восточного подножий Хээр-Шошого имеется крупный плиточный некрополь бронзового века, состоящий из 60 могильников и 2 сторожевых камней (Баргутские могилы). Раньше обряды проводили шаманы или кузнецы (харар), участие в них женщин исключалось. Ныне обряды проводят буддийские священнослужители (сагаагаар), специально приглашаемые руководством полевых бригад; к этим обрядам женщины допускаются.

Назад в раздел
 

Раздел не найден


                                                   © 2005 — 2018 БУ РБ «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия».                                          VK-Icon_icon-icons.com_52860.png    telegram_icon_130816.png

Все права защищены. Использование материалов возможно только с обязательной ссылкой на данный ресурс.